понедельник, 18 ноября 2013 г.

Как познакомить ребёнка с буквами?

С чего начать?
Читать  можно и нужно все вывески и названия  на улице и дома. Ну а кубики с картинками - лучшее изобретение человечества  в  деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей  научилась читать по картонным  кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4  из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и  чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал "документы": билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции.
Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших...


Больше разных букв!вязаные на пальцах, например...

Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если  на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то  кинестетики останутся  с ...раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики - а это  те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим  детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.
  Выведем кратко алгоритм действий:  увидели- озвучили-  услышали- повторили форму( проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились!
Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Кто-то способен не запомнить букву, если сам  вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована "Г"?

1.  Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашивания- моя любимая- там много картинок:


Азбуки бывают  необыкновенно-творческими. Здесь я делаю краткий обзор и даю ссылки , по которым азбуки можно скачать.
Чем картинок больше, тем лучше.Я  люблю рисовать, и одним из самых удачных моих учебных пособий оказались " хвостатые буквы":  к букве приклеивались ленты от кассового аппарата с рисунками. Причём было совершенно очевидно на какие буквы слов  в языке больше. Рядом с изученными " хвостатыми" подвешивалась новая и на занятиях повторялись пройденные буквы, вместе со списком слов. До того обычно приходилось вытягивать из детей по слову на каждую букву и немало тренироваться. А все буквы  на прищепках были приделаны к вешалке для одежды. Похожий вариант с английскими буквами на  липучках:


 Хороший букварь И.Б. Голуб "Мой любимый букварь"
 "Звуки и буквы"-  логопедический картинный материал
Азбука- раскраска
Собрание Азбук- раскрасок
Очень красивые картинки на каждую букву
 Ссылки на самые разные азбуки

2. Быстрее и крепче подружиться с новыми буквами помогает приём "оживления"  букв http://detskiy-sad.com/raskraski-azbuka-kartinki,- буквы изображаются с глазками, в виде фигурок животных и т.д. Тогда совершенно логично для ребёнка звучит фраза" знакомимся с буквой" :
 "живой"  алфавит
 Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Здесь обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.
Хорошо начать с короткой  сказки про букву: например про букву "К".
А можно все буквы представить как жителей сказочного городка  Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой "Путешествие в страну звуков" рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву
В "Волшебной азбуке" -(аудиофайл в группе vk.com  )собраны и песни, и стихи про буквы в сказке про гномиков. 


3. Обыгрываем форму букв.
Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.
буква "К"
  
буквы-человечки
Букву, выложенную из верёвки можно пройти ножками:
Наши волшебные шнурочки

  Обратим внимание на что похожа буква. Хороша книга С. Гордиенко:


Замечательный лаконичный  вариант - обязательно именно его  использую для знакомства с буквами- можно скачать в Интернете и раскрасить:


Р , как топор; С, как месяц...

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы "Ы": А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы...Здесь Азбука со стихами, заданиями и местом для написания буквы.Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

3. Буквы, распечатанные  на  весь лист для всевозможных манипуляций: обвести пальчиком, раскрасить, оклеить различными материалами,вырезать, украсить,  дополнить, придумать на что похожи и т.д.- контурные буквы

 Вот " Е" мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а "С" посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года эизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения  для закрепления изученной буквы.
Упражнения на каждую букву
Сборник с заданиями найти спрятанные буквы на картинке
  Много интересных идей в этом блоге, например распечатай букву и играй . Мне  и моим детям понравилась идея накалывать зубочисткой контур буквы.




Мы использовали не ламинирование, а плёнку для кодоскопа, прикреплённую к картону  скобками. А ещё в саду были обнаружены старинные толстые пластиковые папки и тоже пошли в дело!

А ещё нам нравится рисовать букву в запечатанном пакете с подкрашенным  гелем для волос.

Головоломку "Сложи букву" легко сделать
"Какая буква спряталась?"- полезное упражнение с окошками

"Допиши букву!" А здесь буквы погрызли буквоедики...
Элементарное упражнение, но важное "Обведи букву"!

"Рельефные буквы"- подключаем тактильные ощущения!
Рецепт рельефной краски  своими руками: 1 часть муки, 1 часть соли и 1/2- 3/4 воды, добавить красителя и залить в сосуды с  узким наконечником на крышке для удобного выдавливания краски и рисования.

Дальше дело за играми,которые помогут закрепить изученное: всевозможные лото, мемори, тактильные, логические, бродилки, металки, кормилки
 -См. Игры для изучения букв

                Пусть скажет каждый: "Я знаю все буквы!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...