МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Учим буквы, обозначающие гласные звуки

пятница, 20 февраля 2015 г.

Учим буквы, обозначающие гласные звуки

Чтобы научится читать, учим сначала буквы, обозначающие гласные звуки.
Замечательное стихотворение Генриха Сапгира "Про медведя" отлично помогает выучить гласные. Особенно, если педагогу помогает перчаточная кукла Медведь, и кукла поднимает карточку с называемой  буквой  или просит ребёнка показать букву на плакате. И домой дети получали отпечатанный стишок на раскраске с медведем. Стишок легко учили наизусть

Мой приятель Медведь                              
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э...
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленьи рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!
Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
О, Э, Ы, У, А
вот и все его слова.
В строчке про Москву можно попробовать вставить название  вашего города, если получится в рифму. 
Мы пробовали  учить так:
А увидел он страну и город мой, где я живу...
                                                               Лучшие  стихи для изучения гласных

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.


  Хороший вариант:

 Гласные тянутся песенкой  звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует,  голос зовет.
Звук получается гласный

А- пошире рот открой,
     не ленись и громче пой
У- надул капризно губки,
     их он вытянул, как трубки 
О –округлив большие губы,
      «о» приоткрыл немного зубы,
      язык поглубже оттянул,
      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ыхоть гласный, но тихоня,
      всё зевает он спросони
      ы-ы-ы- поспать ещё часок
      или может выпить сок?
Э- вот в задумчивом сомненье
     «э» высказывает мненье:
     э-э-э- не знаю, что сказать,
      может лучше помолчать.
И- улыбка, весельчак
      он смеётся звонка так
      на широком язычке
      скачет звук,  как на седле.
         Все: -Нет для них нигде преграды,
                 Петь мы эти звуки рады.

                                                                                   А

А как лесенка стоит, начинает алфавит.
А – начало алфавита, Тем она и знаменита, А узнать ее легко, Ноги ставит широко.
                                                              
                                                                                   О
О как обруч, захочу – по дороге покачу.


 Загляни-ка в колесо
И увидишь букву О.
 
                                                                                   У
 
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

 Буква У напоминает ушки
 У зайчонка на макушке,
 У улитки рожки тоже 
Так на букву У похожи.
                                                                                    Е 
 В слове ель 
мы Е услышим,
 Букву Е мы так напишем:
 Ствол и у ствола три ветки
 Букву Е запоминаем детки.
 
                                                                                    Ё
 Е и Ё – родные сестры,
 Различать сестер непросто.
 Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
                                                                                    Ы
 Ы какая-то толстушка,
Твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

                                                                                    Э

 Это Э – с открытым ртом
И большущим языком
 
 Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.
 
                                                                                  Ю
 Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю.

                                                                                   Я

Куча яблок на прилавке
И заметил я друзья,
Если б яблоку две лапки
Сразу б вышла буква Я.
 
 Всем известно, буква Я самая хвастливая.

Стихи  короткие, ребенку легко выучить их. И каждое стихотворение становится мнемонической зацепкой, т. к. напоминает как написана буква, как расположена в пространстве, чем отличается от похожих на нее.
Сравните, ниже приведенный стишок про ту же А не подходит для детей с трудностями запоминания букв:
Акула по морю плывёт,
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.
К стихам есть  иллюстрации и первое время они всегда вывешены в классной комнате.

 Читаем по губам:



Упражнение "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его
Игра "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.
АОУИ ИАОЭ
ОУИА ЫУАО
ИУОА АОУИ

Пример загадок о звуках:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…

  Сказка «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).
- Что же это делается, а ? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
_ А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
-Агу, - сказала А, - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
(Г. Юдин)


Могут быть полезными ссылки:

стихотворение Нади Хилтон
стихи о гласных в аудио версии 
поём гласные 
 Иногда родители часто путаются сами и путают детей, что  петь можно и согласные. Наример: песенка змеи- ш-ш-ш-ш, песенка комара- з-з-з-з, песенка жука- ж-ж-ж-ж.
Только гласные поются, потому что при произношении гласных нет препятствий в артикуляционном аппарате. Гласные - голосят, т. е. любой гласный мы можем спеть по нотам, например  только со звукам "А" попробуйте спеть "В траве сидел кузнечик". Согласные же звуки тянутся, но не поются. А жук жужжит, змея шипит, комар звенит и т. д. И понятия эти используются логопедами при автоматизации звуков в изолированном произношении. Когда учим детей различать звуки гласные от согласных, мягкие от твердых, и звонкие от глухих, то в обязательно отмечаем, что гласные поются, а согласные или тянутся, или произносятся отрывисто. Употребляя понятия "песенка жука, комара, змеи" , мы  вводим детей в заблуждение, и они потом долго не могут отличить гласные от согласных. 
загадки о буквах
 лучшая коллекция стихов, загадок и сказок про буквы

карточки с гласными и согласными
плакаты:







Полезные конспекты занятий:
конспект НОД "Путешествие в замок гласных"
Игровая методика изучения гласных за 5 уроков -  моя попытка в группе не увенчалась
успехом - детям было скучно  и здесь об этой же методике

Задания и упражнения: 
Отделите волной гласные от согласных!
 Собери буквы.
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением «поляны из букв». Попросите ребенка помочь бабочке и сесть только на цветы с гласными, затем соединить бабочку и нужные цветы.
См. др. задания  "Гласные и согласные"

раскрась по буквам: А- коричневый, О- жёлтый, У- красный


Самая простая игра- бродилка с наклеенными на любую картинку или плакат жетонами с гласными. Бросаем игральный кубик, двигаемся на выпавшее число ходов вперёд, останавливаемся, называем букву и т.д. Можно использовать, например, этот поезд, пронумеровав вагоны, и добираться от хвоста поезда к машинисту:

 флэш игра  "Парные картинки"( "Мэмори")
Азбука - суперраскраска :

"Учим буквы" с наклейками можно использовать как лото:

 Уроки логопеда. Учим буквы:

 Школа семи гномов.Уроки грамоты.Для детей от 3 до 4 лет:

Звуки и буквы:

Уроки грамоты для дошкольников 5+:

Учим буквы, играя:

 Фонетические сказки. Сказка о звуке «А»

 -Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Придумайте свою сказку о любом звуке!
Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку
Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква ( «О») — замри!
  Игра «Путаница»
Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.
- Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, сло­ва. (Астра.)
- Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
- Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором ме­сте. (Розы.)
- Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] на­ходится на втором месте. (Кот.)
- Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии кото­рой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
- Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
- Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на вто­ром месте. (Дуб.)
- Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
- Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
- Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)
Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка

Сказка про гласные и согласные

ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е  З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ»,  - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
 «С О Г Л А С Н Ы Е   З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ  ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...