МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Домашняя школа: Учимся не ошибаться в написании гласных в корне.

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Домашняя школа: Учимся не ошибаться в написании гласных в корне.

  Для репетиторской практики и для помощи ребёнку с выполнением домашних заданий и объяснения трудных тем, нужно несколько  эффективных "быстрых" упражнений и доступные формулировки.
  «Правописание безударных гласных в корне слова»- это самая частотная орфограмма. К сожалению, даже взрослые люди часто ошибаются в написании безударных гласных. Проблема в том, что за видимой простотой правила, прячется очень много навыков: подбор проверочных слов (родственных или форм этого же слова), постановка ударения, выделение корня слова. Все это вызывает определенные трудности. 
 Объяснение учителя:
Посмотрите на все слова с корнем  -дом-.  Само слово "дом" мы говорим с о.. А скажите слово "домашний" и вместо о скажете а, а корень по-прежнему пишется с о. Какие бы слова мы  не придумали  с корнем -дом- , у всех этот корень будет писаться с о: дом, бездомный, домовой, домна. Запомните: один и тот же корень должен писаться во всех словах ОДИНАКОВО.

Не все буквы в корне нам трудно написать.Трудны буквы О Е Я в корне, если на них не падает ударение. Почему? да потому, что О Е Я в корне мы говорим, когда на них падает ударение, а без ударения, мы говорим вместо О [А], вместо Е Я говорим [И]. Вот слово "реки" мы говорим и пишем одинаково. А слово "река" мы говорим [рика], а писать должны река, чтобы корень везде был одинаковый.
Так как один и тот же корень пишется одинаково, то если мы не знаем какую букву писать в корне- О или  А, Е Я  или И , надо слово изменить так. чтобы на эти гласные упало ударение.
 Родителям:
Этому правилу уделите больше внимания. Играйте в мяч на однокоренные слова. Называйте слово с безударной гласной, а ребёнок должен назвать тот же корень, но с гласной под ударением. Вы: весёлый, ребёнок: весело. Можно играть с карточками, на которых написаны разные корни: мяс-, хор-, бел-. Ребёнок берёт карточку и называет несколько слов с этим же корнем.

1. Найдите однокоренные слова в стихотворении  "Макаронная семейка" 

 Воронята - у ворон. 
 У слонов - слонята. 
 А у наших макарон 
 Есть макаронята. 
 И побольше, и поменьше, 
 И потолще, и потоньше, - 
 И мальчишки-макаронцы, 
 И девчонки-макаронши. 
 Макароников-папаша 
 Их в дорогу снаряжает. 
 Макарониха-мамаша 
 Их в тревоге провожает: 
 - Вы пройдитесь белым светом 
 По извилистой дорожке, 
 Только помните при этом, 
 Ребятишки-макарошки: 
 И гориллы, и гагары, 
 И барбосы, и вороны, 
 И Марины, и Макары 
 Обожают макароны!
(С. Погореловский)

2.Задание "Родственники осины"
Из тех слов, которые будут названы, вы отбираете родственные слову осина. Как только услышите такое слово поднимайте руку. Если вы услышите слова, похожие по звучанию, но не родственные, руки поднимать не надо.
 Слова для игры: осинка, оса, осёл, осиновый, осиный, ослиный, осинник, подосиновик, ослик.

3. Лото "Ромашка"
У каждого игрока карточки с тремя словами и три фишки. К доске прикреплена ромашка с тридцатью лепестками, на обратной стороне которых  написаны слова. Вынимаем по одному лепестку и читаем слово, например лёд. Все внимательно читают слова на своих карточках и , если встретят родственное слово названному, закрывают фишкой. Игра считается законченной, если кто-нибудь закроет все слова. Чтобы класс и учитель знали об этом, выигравший ученик поднимает руку, тогда можно проверить, справился ли он с  заданием.
 Проверяем так: выигравший ученик читает первое слово, остальные отыскивают на своих карточках родственные слова( они обязательно должны быть закрыты фишками) и называют их. Так же поступаем и с другими словами. Потом обменяемся карточками и повторим игру.
 Описание игры. Лото состоит из сорока неповторяющихся карточек с тремя словами на каждой. Все 120 слов распределяются на 30 групп. Количество слов в группах одинаково:четыре. Пятое слово записано на одном из лепестков ромашки.
 Слова на лепестках:
гора, писать, рука, ветер, дуб, белый, лёд, сад, ель, волк, рыба, лететь, учить, клей,говорить, бинт, трус,город, бегать, коса,гриб, пила,холод, лук, храбрый, даль, груз, хлеб, плакать, работа.


4.Лото
   Приготовьте фишки для игры в лото. На карточках( см. ниже) дано по два слова. Одна из букв в слове пропущена. Напишите на фишках эти буквы. ( На каждой фишке по одной букве). Проверьте, верно ли вы нашли  буквы.
  А теперь слушайте проверочные слова к тем, которые записаны на ваших карточках. как только услышите "своё" проверочное слово, закройте фишкой с нужной буквой проверяемое слово. если на карточке будут закрыты оба слова, поднимите руку- мы проверим.
   Слова для проверки( читает учитель): море( морюшко), корм( кормит), подводник( воды), боль ( больно), соль, стол ( столик), снег ( снежный), лес, зелень, реки( речка), земли, тёплый, весело, зимний,лист,лисий( лисонька), тяжесть, скворушка,цвет, сад( садик), старый( старость), варит, поле.


  Способ проверки: ученик, закончивший игру, поднимает руку, предупреждая таким образом, что оба слова закрыты. Учитель предлагает ему  прочитать первое слово и назвать одно или два проверочных ( в зависимости от того, сколько было прочитано учителем). В работу включаются и другие ученики, у которых оказались слова,родственные названным, или формы слов с ударной гласной корня.

5."Альпинисты" . Поднимитесь в гору и спуститесь с с неё, подбирая проверочные слова.

6. Карточки с упражнениями из блога  Оксаны Бычкуновой:


7. Рифмовки
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава —
проверить надо все слова.
Безударный гласный — стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны.

 8. Онлайн тренажёры
5 тренажёров
 очень красивый тренажёр " Помоги Бабе- Яге"
 тренажёр с отметкой

9. В этом стихотворении три группы слов с похожим корнем. Какие?
В поле  Поля- Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле
Если полет поле Поля.

10. Не всегда можно проверить, какую гласную нужно писать в корне. В таком случае слова нужно запомнить.

11. Мы пока не знакомим ребят с чередованием гласных и согласных, т.е. заменой одних звуков другими : засох-сухой-засыхать, книга-книжка. Если у ребёнка возникнут вопросы, объясните, что такие чередования букв возможны и возникли в длительном процессе развития языка. Можно обратиться к справочнику с таблицами чередования

 Некоторые задания взяты  из книги Н. Н. Ушакова "Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах", например, отличные лото.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...