МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Воспитываем ответственность

понедельник, 21 марта 2016 г.

Воспитываем ответственность



Клауд, Таунсенд "Дети. Границы, границы!"

  Обязательное чтение для родителей. Я увидела много своих ошибок в воспитании собственного ребёнка. Поняла,  с чем связаны некоторые проблемы моего характера и проблемы парочки взрослых друзей. К счастью, воспитать себя никогда и никому не бывает поздно.

Позволю себе процитировать некоторые места, иллюстрирующие задачи и подход авторов.


  "Многие проблемы напрямую связаны с ответственностью и умением владеть собой. Мы укажем вам путь в решении следующих проблем:


• Импульсивность

• Непослушание
• Непризнание авторитета взрослых
• Нытье
• Привычка все откладывать на потом
• Неспособность довести начатое дело до конца
• Агрессивность
• Неприятности в школе
• Конфликты с друзьями
• Наркотики
• Хулиганские выходки
  Книга объясняет родителям, не как «воспитывать» ребенка, а как вести себя с ним. Осознание границ приходит с опытом, когда человек на практике сталкивается с последствиями своего поведения, учится брать на себя ответственность за собственные поступки, имеет дело с границами других людей."<... >


  "Конечно же, мы хотим, чтобы наши дети были ответственными людьми. Однако зачастую мы не имеем четкого представления о том, какой характер воспитываем в своем чаде. В общении с ребенком мы нередко стараемся решить проблемы текущего дня или даже часа! Задумайся мы о том, какого человека создаем в данный момент, мы сразу стали бы относиться к происходящему по-другому. Очень важно понять: если мы настаиваем, чтобы ребенок делал уроки, то дело совсем не в том, будет решена данная задачка или нет. Речь идет о том, счастливой или несчастной будет его семейная жизнь, станет он преуспевающим в жизни человеком или неудачником."...

   "Не бойтесь в общении с детьми использовать слово «граница» — оно очень полезно. Если ребенок демонстративно не перестает капризничать, тем самым выражая свое недовольство вами, то подождите, пока он успокоится. Затем скажите: «Маша, у нас в доме существует граница, которую нельзя переступать. Эта граница — запрет на капризы. Если ты чем-то недовольна, то подойди и скажи мне об этом. А громкие капризы причиняют людям беспокойство. Если ты перейдешь эту границу и снова начнешь капризничать, то тебе придется столкнуться с последствиями — после занятий не пойдешь гулять»....

   "Сами-то вы помните, как ваша мама или папа переставали с вами разговаривать и демонстративно не замечали вас, если вы в чем-то с ними не соглашались? Большинство сегодняшних родителей практически всю жизнь страдают в результате такого «воспитания». Создав собственную семью, они оказываются «под каблуком» у супруга(и), которому(й) ничего не стоит посеять в их душе чувство вины. Таким людям все время стыдно, и они постоянно расписываются в полном бессилии и слабости перед своим начальством или друзьями. Если родители любят ребенка, то в его душе не возникнет той сумятицы чувств, под воздействием которой он считает своим долгом удовлетворять и осчастливливать всех вокруг себя."<...>


   "Как сказал мне один отец: «Мы должны твердо стоять на своем чуть дольше, чем ребенок. Если он нарушает правило десять тысяч раз, то мы должны настаивать на его соблюдении десять тысяч один раз — тогда мы победим». Многие родители отчетливо помнят тот день, когда впервые по лицу ребенка пробежала тень сомнения и неуверенности в себе. Чьему-то ребенку тогда было два года, а чьему-то шестнадцать. Но в этот момент он понял, что битву выигрывают родители, которые уже никогда не позволят ему нарушить их границы"<...>


 "До ребенка дойдет истинная суть последствий только тогда, когда он поймет: проблема кроется в нем самом, а не в разгневанном родителе.

Сравните два варианта.
1. «Регги, если ты еще раз схватишь в магазине с полки пакет с картофельными чипсами, то мама по-настоящему рассердится».
2. «Регги, если ты еще раз схватишь в магазине с полки пакет с картофельными чипсами, мы немедленно выйдем из магазина и какое-то время переждем на улице. И потом, когда придем домой, ты будешь помогать мне убираться на кухне столько времени, сколько мне пришлось потерять из-за тебя».
  В первом варианте основная проблема Регги — разгневанная мама. В этом случае он может:
- дать маме успокоиться (и вернуться к этому вопросу позже или привыкнуть жить в постоянном страхе чьего-то гнева, чтобы вырасти человеком с не сформированными границами, пытающимся всегда всем угодить),
- либо пойти маме наперекор,чтобы,спровоцировав ее, получить от этого удовольствие,
- либо вообще проигнорировать ее слова, зная, что она сама вскоре о них забудет. А если потом мама рассердится, но никаких последствий все равно не будет, то кого это волнует? Многие родители замечали, что если они все время злятся, то их влияние на детей со временем сходит на нет. Ибо ребенок понимает: самый лучший способ общения с разгневанным родителем — не обращать на него внимания.
   Во втором варианте Регги волей-неволей задумается о том, с чем ему предстоит столкнуться: с выжиданием возле магазина и уборкой кухни или с приятным и свободным времяпрепровождением. Это напрямую будет зависеть от его поведения, а не от вышедшей из себя мамы"<...>


  "Никогда ни в чем не обвиняйте и не стыдите ребенка. Его сознание постоянно в работе, оно все время анализирует побудительные причины его поступков, разделяя их на плохие и хорошие. Так что дел у него хватает. Ребенка особенно ранят следующие заявления: «Я думала, ты христианин, а ты так поступил» или «Меня очень беспокоит тот факт, что ты не до конца выкладываешься на уроках». Дети в этом возрасте очень легко становятся «хорошими», так как не хотят испытывать чувство вины или стыда. Делайте так, чтобы в своем поведении они руководствовались принципами реальности: «Это идет вразрез с тем, во что мы с тобой верим»<...>

"Не обкрадывайте своих детей, лишая их ограничений. Иначе они всю жизнь будут нести тяжелое бремя, считая себя Богом. А это та роль, в которой они обязательно с треском провалятся."<...>

 «Я очертила ребенку границы поведения. Но он их постоянно нарушает. Что мне делать?». Ответ таков: «Так и должно быть. Вы — мать. У вас есть определенные обязанности. Вы должны устанавливать ограничения и контролировать соблюдение последствий — и делать это с любовью. Он — ребенок. У него свои обязанности. Он должен активно и напористо испытывать ваши границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности".

Пост отправляется в "Азбуку характера 2"



7 комментариев :

  1. Заинтересовала книга, беру на заметку. Не можешь воспитать ребенка - начни с себя. Эта истина давно стала прописной, увы, не все родители готовы с ней согласиться, а надо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этой книге множество примеров о работе родителей над собой, прежде всего.

      Удалить
  2. Спасибо, Оксана Дмитриевна! Замечательная книга, понятие границы спасает во многих ситуациях - как только начала применять этот прием с собственными подрастающими детьми, многие проблемы отпали сами по себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне часто не хватало твёрдости, да и поддержки от мужа тоже не было. Надо заметить, что ему теперь, вовремя не отметившего сыну границы, от взрослого сына достаётся больше.

      Удалить
  3. Очень интересная книга! Спасибо, беру на заметку.

    ОтветитьУдалить
  4. тоже дочитываю эту книгу, но уже успела ее порекомендовать многим родителям.
    Считаю ее обязательной к прочтению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы про обязательность. Я то и дело вижу теперь, кому из взрослых в детстве барьеры не ставили.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...